top of page
Фото автораСПБ РОО АНКА "АНЦ-АРМЕНИЯ

В Петербурге продолжается выставка об античной архитектуре в объективе Максима Атаянца

Выставка «Рукотворная подлинность. Античная архитектура в объективе Максима Атаянца» началась в Галерее "Точка" 30 ноября 2022 г. и продолжится по 5 февраля 2023 года.


Адрес: ул. Маршала Тухачевского, 31 (библиотека и арт-резиденция ШКАФ)

Режим работы: Пн: выходной; Вт–Вс: 12.00–20.00.


Архитектурная фотогалерея «Точка» - совместный проект Библиотеки, арт-резиденции ШКАФ и журнала «Проект Балтия».




Максим Атаянц




Максим Атаянц – заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук. Видный представитель неоклассического направления в зодчестве. Известный художник-график, чьи произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музее архитектуры им. А.В. Щусева и других российских и зарубежных собраниях. В ходе своих путешествий, посвященных изучению античных древностей, Максим Атаянц не только зарисовывает, но и фотографирует памятники.


Познакомиться со снимками можно на телеграм-каналах архитектора


Публикация профессора Елены Блиновой


Елена Блинова — доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения и педагогики искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, профессор кафедры истории архитектуры и сохранения архитектурного наследия Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина. Автор докторской диссертации на тему «Художественные принципы становления и развития архитектурного ордера в Санкт-Петербурге».


Источник: сайт http://www.gallerytochka.ru/atayac


Многие знают Максима Атаянца как блестящего графика и зодчего. Еще одна грань его творчества – фотография. Для Атаянца это не просто средство запечатления какого-то важного архитектурного объекта, но и отдельное произведение, приглашающее зрителя к размышлению.


На выставке в «Точке» можно увидеть римский город Лептис-Магна на территории нынешней Ливии, греческий Селинунт на Сицилии, античный храм в Гарни в Армении и поселение Гераса (ныне Джараш в Иордании). Памятники древности взяты из всех частей Старого Света, где некогда владычествовала греко-римская цивилизация.


Эти памятники объединены не только взглядом Максима Атаянца и не только принадлежностью к одной эпохе, но и тем, что сами формы представленных руин рукотворны. Это плод кропотливой работы реставраторов, которые из разбросанных элементов архитектуры и обломков восстановили объекты максимально близко к их изначальному состоянию. Называется такой метод – анастилоз, от греческого αναστήλωσις (тот же корень, что звучит в имени Анастасия – «возрождающая»).



«В персональной экспозиции Максима Борисовича мы продолжаем исследование архитектурной руины, – комментирует куратор галереи "Точка" Владимир Фролов. – Наш предыдущий герой, Арсений Котов, снимает заброшенные здания советской эпохи. Максим Борисович возвращает нас к истокам эстетики руин – к античности. И здесь в еще большей мере, чем у Арсения, мы можем убедиться в исключительной важности описываемого мотива в изобразительном искусстве: руина позволяет нам осознать силу времени и природных процессов разрушения, но в тот же миг восстановить, дорисовать в воображении первоначальный облик строений. Мы фактически приглашены к сотворчеству и с фотографом, и с древним строителем».


Руинированные памятники античной ойкумены, представленные на снимках, восстановлены с разной степенью полноты и точности. Притягательность фотографий, сделанных Максимом Атаянцем, кроется в артистизме демонстрации тектонических сил, пронизывающих пространства, наполняющих архитектурные формы, некогда отторгнутые друг от друга временем и людьми. Удивляет мастерство, с которым автор дает нам представление о закономерностях ордерных композиций при разобщенности деталей. В сериях снимков предельно точно зафиксировано разнообразие видов научной консервации, реставрации и реконструкции: погружение в грунт, натурное свободное макетирование отдельных форм на поверхности земли, анастилоз. Воспитывая у зрителя избирательность взгляда, автор фотографий не реконструирует мысленно сооружение из обломков, но, визуально подчеркивая рукотворную подлинность, дает нам представление о целостности образов ордерной архитектуры. В объективе своей фотокамеры Максим Атаянц восстанавливает ордерную логику, а его архитекторская зоркость позволяет возродить в нашем сознании ордерный порядок и заполнить пространственную пустоту представлением о месте и художественных качествах навсегда утраченных элементов. Автор привлекает наше внимание к разнообразным типам архитектурных сооружений в античных городах, невольно побуждая нас всматриваться вглубь пространственно-планировочных структур нимфеев, колонных улиц, перистасисов, идущих вдоль целл, и портиков (тем самым неживое делая живым). Фотокамера зодчего подчеркивает различные образы напряженности пространства, зафиксированные в утонениях колонн, собранных щетью; в контрасте сильной клинчатой перемычки из крупных блоков и слабой линии бус и катушек портала; в мягкости резьбы антропоморфных узоров, в брутальности порезок глифов архаических фризов. Интонационно разнообразные снимки представляют и бесстрастность ритма коринфских капителей, и ярость апотропеев – масок горгоны с устрашающим взором, и мягкую инфлексию угловых капителей перистильного храма, и фактурное разнообразие ионических антаблементов, и ордерную риторику арочных тетрапилонов. Архитектурные фотографии археологического наследия, представленные Максимом Атаянцем, воспроизводят правду ордера как открыто-закрытой системы – это видимая ордерология, позволяющая почувствовать, казалось бы, навсегда утраченную пространственную свободу и тектоническую силу.






87 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page