top of page
Фото автораСПБ РОО АНКА "АНЦ-АРМЕНИЯ

К 90-летию Авета Тертеряна

Статья Наталии Гомцян



Музыка, полная космической магии


Одним из последних указов первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева был указ о присвоении группе деятелей искусств высокого звания: "Народный артист СССР". Среди них - композитор Авет Тертерян. Это символично, как символично и то, что первым армянским композитором, удостоившимся этого звания, был Арам Хачатурян.

Парадокс: человек уходит, а гений его как бы продолжает набирать силу. В последние годы все больше проступают истинные черты Авета Тертеряна, подлинный масштаб его дара, его личности. И это закономерно - подлинные ценности раскрываются во времени.

…ПОМНЮ ДАВНЕЕ, навсегда сохранившееся впечатление от Четвертой симфонии Тертеряна. Это было в дни Международного музыкального симпозиума, проходившего в Дилижане. Завершился он концертом в Большом зале Армфилармонии, где собралась самая "музыкальная" публика. За пультом Давид Ханджян, он был тогда главным дирижером Государственного симфонического оркестра.

В полной тишине родился еле слышный отдаленный колокольный звон. Потом он приблизился, и душа дрогнула, очнулась то ли от зыбкого сна, то ли от глубокой задумчивости… Потом замер последний удар колокола и вступил клавесин. Постепенно залом овладел один единый звук - долгий, протяжный... Уже начало этой не знакомой мне музыки приковало внимание, показалось и удивительным, и прекрасным. С каждым тактом открывалась музыка небывалого мышления, стиля. Здесь было все необычно: от оркестрового состава до ощущения самого музыкального времени, насыщенного событиями. Звук этот вел нас в глубины времени. И что самое невероятное - он казался зримым. И это почти не метафора.

В антракте ко мне подошел один из участников симпозиума, ректор Миланской консерватории, у которого в Дилижане я взяла интервью, и с помощью переводчицы сообщил, что он взволнован, потрясен этой музыкой; "она искренна, нова, наполнена мыслью, своеобразна…"

…"Погружение в музыку" - это не было просто фразой для Тертеряна. Может, поэтому он жил полуотшельником, оторванным от окружающей нас жизни, сначала - 30 лет в Дилижане, в известном всем X коттедже (он не раз признавался, что даже воздух Дилижана наполнен музыкой), а потом - в деревне на берегу Севана, недалеко от храма Айриванк. Вырвавшись из городской суеты, он словно воскресал, обретал новое дыхание. Весь сонм забот, бед, огорчений, от которых в городе некуда спрятаться, отступал, проваливался куда-то. Именно природа была единственной полноправной его музой. А люди - часть космоса, часть мироздания. Здесь, наедине с природой, он мог глубоко ощутить радость слияния человека с мировой жизнью, с волнующей тайной космоса. Только художнику открыты это глубокое понимание, эта сокровенная связь человека и природы, человека как воплощения природной стихии. Великие художники всех времен и народов давали нам это ощущение - Микеланджело, Рафаэль, Сарьян… Клод Дебюсси говорил, что музыка есть союз между душой человеческой и душой природы. Может, отсюда - ощущение невероятной собранности душевной, невероятной цельности. Но это, конечно, не означает, что, изолировавшись, композитор отрывался от нашего времени, наших проблем. Разве в партитурах Тертеряна с их мудрой эпичностью нет остроты сегодняшнего понимания вечных нравственных проблем? Видимо, просто этот образ жизни конкретизировался выходами и праздниками творчества, когда он выносил свои произведения на суд своего народа и мировой музыкальной общественности. Именно мировой, ибо сквозь армянские черты музыка его давно приобрела всемирный масштаб.

ЕГО ПРАЗДНИКИ - это первый значительный успех в Москве, исполнение вокально-симфонического цикла "Родина" в Колонном зале Дома союзов Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио под управлением А. Жюрайтиса (солисты И. Айдинян и М. Еркат). В исполнении того же оркестра и большого хора Всесоюзного радио под управлением брата композитора, Германа Тертеряна, была записана опера "Огненное кольцо", в свое время блестяще поставленная как в Ереване, так и в Германии. Событием стал триумфальный успех Второй симфонии на фестивале "Закавказская музыкальная весна" и двух последующих симфоний в интерпретации Давида Ханджяна. Незабываемые мгновения радости композитору принесло исполнение двух симфоний в один вечер выдающимся дирижером В.Рождественским в Большом зале Московской консерватории. Повторно симфонии прозвучали и в Санкт-Петербурге и записаны затем на диск. Успех Четвертой, Пятой и Восьмой симфоний связан с именам молодого, талантливого музыканта - главного дирижера Саратовского симфонического оркестра Мурада Аннамамедова. Уникальным было исполнение Шестой симфонии солистами оркестра Большого театра в Москве под управлением А. Лазарева. Это совпало с днями, когда ереванцы, сплотившись, скандировали на Театральной площади. Это был его вклад в национальное движение. По-другому музыкант не мог.

Праздники Тертеряна - это и участие в многочисленных международных фестивалях. Его сочинения являются неотъемлемой частью репертуара известных оркестров. Отсюда и поистине широкое признание его музыки и у нас, и за рубежом. Высокую оценку его творчеству дают выдающиеся музыканты современности. Трудно назвать хоть одного крупного дирижера, композитора, критика, который, придя в соприкосновение с его музыкой, не захотел бы высказать свое мнение о ней: от прекрасного грузинского композитора Гии Канчели, талантливого немецкого дирижера Кристиана Клюттинга до всемирно известного итальянского композитора Луиджи Ноно. Хочу привести лишь мнение младшего коллеги Тертеряна - композитора Рубена Саркисяна.

"По существу, все симфонии Тертеряна развиваются на одну тему - бытие художника, судьба его родины и ритм современной ему эпохи. Все три темы взаимно переплетены, ибо Тертерян часто рассматривает настоящее через прошлое, он реставрирует голоса ушедших эпох, словно пытаясь услышать там, в прошлом, нечто созвучное современности. В связи с этим любопытно отметить почти полное отсутствие в образах его музыки, если можно так выразиться, христианского мироощущения. Зато языческий элемент налицо. Человек в творчестве Тертеряна поставлен лицом к лицу с первичными элементами природы: воздухом, огнем, водой. Через развитие и становление этих элементов Тертерян реализует эпическую и в гораздо большей степени мифологическую концепцию своих замыслов. В музыке XX века можно найти аналоги подобной концепции. Это прежде всего "Весна священная" Стравинского и "Скифская сюита" Прокофьева".

НОВУЮ СТРАНИЦУ в творческой биографии композитора открыла работа в кино. Тертерян всегда отказывался от этого и вообще не занимался прикладной музыкой. Он всегда возмущался, когда использовали его музыку (часто не к месту) в различных фильмах и спектаклях, к тому же не объявляя автора. И вот он сам пришел в кино. Вернее, его привели. Так, по просьбе Эрнста Неизвестного в фильме о нем от начала до конца звучит музыка А. Тертеряна. Удивительно точно положена его музыка и в фильме о Бухарине "Враг народа". На Ленфильме снята картина режиссером Шифферсом (по отцу - немец, по матери - армянин), личностью уникальной, заслуживающей особого разговора. Фильм "Путь царей" посвящен истории убийства царя Николая Второго и его семьи.

"Взгляд на явление - религиозно-философский, - говорил композитор. - Фильм - без слов, звуковой ряд - только музыка. Первые две части озвучивает буддийская музыка, ритуальная, в третьей - Восьмая прелюдия и фуга Баха, а все остальные части - моя Восьмая симфония. Сама концепция фильма основывается на этих трех звуковых пластах. Фильм как бы снят под музыку. Отсюда особенности самой драматургии…"

- Музыка Авета Тертеряна всегда со мной, со всеми нами, независимо от юбилеев, - говорил на одной из наших встреч профессор высшей музыкальной школы имени К.М. Вебера, дирижер Дрезденского государственного театра и гостеатра Cartnerplatz в Мюнхене Эккехард Клемм, с именем которого связана постановка оперы Тертеряна "Землетрясение" на немецкой сцене. - Музыка Авета Тертеряна всегда со мной, со всеми нами, независимо от юбилея. По-моему, он композитор счастливой судьбы. Ведь он нашел созвучие своим созданиям еще при жизни. Его музыка не знает границ, поэтому сегодня и за пределами вашей страны есть особый повод отметить его юбилей. И у нас в Германии его музыка пользуется огромной популярностью. В свое время на сцене театра в Галле с исключительным успехом шла его опера "Огненное кольцо", потом прозвучала Пятая симфония. А потом я имел большую честь впервые исполнить другую оперу Тертеряна - "Землетрясение" в мюнхенском театре Cartnerplatz. Это и позволило мне на конференции поделиться своими личными впечатлениями от встреч с этим гениальным человеком и художником.

УСПЕХ ПРЕМЬЕРЫ вознаградил нас за все сложности. На восемь запланированных спектаклей все билеты были раскуплены, девятое, незапланированное представление тоже прошло в переполненном зале. После годичного перерыва мы пришли к выводу, что необходимо и в этом году показать семь спектаклей. (Кстати, нам стало известно, что и эти спектакли прошли с не меньшим успехом. - Н. Г.) Немецкая пресса живо откликнулась на премьеру. Все критики дали высокую оценку. Опера воспринималась как новаторское произведение, затрагивающее вечные философские темы, которые никого не оставляют равнодушным, а ее постановка - как событие международного масштаба.

Suddeutshce Zeitung писала: "Тертерян - один из тех композиторов бывшего Союза, кто в последние годы радикально изменил эстетику авангарда". Известный немецкий критик, превосходный знаток современной музыки Рейнхард Шульц сравнивает оперу "Землетрясение" с ключевыми произведениями, которые в последние годы исполнялись в Европе. Он отмечает, что такие композиторы, как Тертерян, "своей музыкой поворачивают время вспять. Простота убедительна и потрясающа… Эта музыка полна космической магии. В ней есть что-то далекое, чужое, потерянное, судьбоносное, захватывающее…"

Космическая сила, которую внушает его музыка, - это то, как она ведет к архаичному, ритуальному духу. С одной стороны, эта музыка создает ощущение статики, с другой - непрерывного движения. Музыка Авета Тертеряна оказалась необходима Европе. Эта музыка не только о прошлом и настоящем, но и о будущем. На арфе времени всегда будет звучать и его струна. Взятая Тертеряном нота остается и в XXI веке одной из самых верхних, самых звонких и самых глубоких в мировой музыкальной культуре!


27 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page