Ованеса Туманяна называют "армянским Пушкиным". В этом отражён калибр Поэта, который переводил и Пушкина, и неоднократно подчёркивал благотворное влияние русской литературы и культуры на своё творчество. Белинский сравнивал поэзию Пушкина с морем, которое приняло в себя многие малые и большие реки русской литературы "как свое законное достояние". Слова Белинского о Пушкине в известной степени применимы и к Туманяну.
Редко какой поэт объединяет деятелей культуры других в группу, название которой «Вернатун» становится символом движения к Свету, которое и век спустя звучит гордо и актуально, и десятки групп по всему миру гордятся, называя себя этим именем. Но Туманян был не просто гражданином и общественным деятелем, а рыцарем, личным мужеством спасавшим многие сотни женщин, детей, беженцев из Западной Армении, которую Турция превратила в Голгофу армянского народа. Редко какого поэта называют в народе «отцом всех сирот», редко какой поэт усыновляет десять детей, редко какого поэта признают и как философа, идеолога, пророка.
Так, в первое время после 1915 г. - пика Геноцида армян в Турции - с сиротами был только Туманян. Историк Аракел Бабаханян удивлялся его мужеству - как, находясь и трудясь в эпицентре ада, поэт не сошёл с ума.
В то время Ованес Туманян потерял двоих братьев и любимого сына. Но несмотря на это, он не только продолжал заниматься национальными вопросами, творчеством, но и усыновил более десяти сирот. Среди них была Луснтаг – мать выдающегося государственного деятеля Армении Карена Демирчяна.
Comments