top of page
Фото автораСПБ РОО АНКА "АНЦ-АРМЕНИЯ

Фрагменты рукописи известного ленинградского композитора Н.С. Симонян. К 100-летию Маэстро

К светлому имени композитора Н.С. Симонян веб сайт армянской национально-культурной автономии возвращался не раз. Осенью 2021 г. была большая (только фотографий 16) статья Нины Мелик-Давтян с отрывком из "Воспоминаний" Надежды Семёновны. 23 февраля 2022 г. был анонс радиопередачи.


К 100-летию композитора размещаем два материала Нины Мелик-Давтян:

- новый, опубликованный в веб сайте проекта ClassicalMusicNews.Ru (ежемесячная аудитория – в среднем 350 тысяч человек в месяц)

- статью 2018 года - https://www.armspb.org/post/simonyan-2018


Богатое наследие Надежды Семёновны (Шогакат Симоновны) Симонян стало частью жизни многих поколений людей, стало общенародным. Потому важно напоминать имя автора. Это наследие актуально и востребовано сегодня: так, один из примеров - исполнение в феврале 2022 года «Марша» Н. Симонян из популярного и ныне с более 1 миллионом просмотров только на одном ютубе канале кинофильма «Старик Хоттабыч». Играет образцовый детский коллектив инструментального ансамбля "Музыкальный код" на базе МАУДО "Центр детского творчества" г. Старая Русса.

Видео (2 мин) -



 

К 100-летию со дня рождения композитора Надежды Симонян


Нина Мелик-Давтян, кандидат искусствоведения



26 февраля 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения Надежды Семеновны Симонян (1922-1997), известного ленинградского композитора, автора балетов, симфонических и хоровых произведений, кантаты, скрипичного и фортепианных концертов, фортепианных миниатюр, киномузыки.


Сочинения Надежды Симонян многократно звучали в Большом зале ленинградской филармонии и в Академической капелле. Балеты композитора ставились в ведущих музыкальных театрах Ленинграда. Первый, «Жемчужина», по новелле Дж. Стейнбека, в 1965 г. увидел сцену Кировского (Мариинского) театра и московского Дворца Съездов. «Старик Хоттабыч» (по повести Л. Лагина) был поставлен в 1970 г. в ленинградском Малом театре оперы и балета. Фортепианные сочинения Н. Симонян исполнялись в СССР и за рубежом: в Германии, Бразилии, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Югославии.


Более двадцати лет Надежда Симонян являлась ведущим композитором киностудии «Ленфильм». Она работала с И. Хейфицем, Г. Казанским, И. Шадханом и многими другими известными кинорежиссерами; создала музыку более чем к 50-ти художественным фильмам, ставшим классикой советского кино. Среди них: «Дама с собачкой», «Начальник Чукотки», «Приключения принца Флоризеля», «Старик Хоттабыч», «Салют, Мария!», «Плохой хороший человек», «В городе С.», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев» и др.


В семейном архиве хранятся записки композитора, касающиеся ее работы в кино. Материалы представляют собой письменные ответы на вопросы некой анкеты, предложенной Надежде Семеновне Г. Троицкой в феврале 1967 года. Известно, что последней было поручено составить книгу с высказываниями крупнейших советских кинематографистов 1950-70х гг. Публикацию труда планировали предоставить издательству «Искусство» (г. Москва), однако по неизвестным причинам она не состоялась. До нас не дошла и сама анкета с вопросами.


Рукопись Надежды Семеновны – единственное, что «дожило» до наших дней. В ней композитор рассказывает о специфичности создания киномузыки, делится наблюдениями, почерпнутыми из многолетней работы на «ЛенФильме», вспоминает о взаимодействии с известными кинорежиссерами. Сегодня мы впервые публикуем фрагменты обнаруженной рукописи, предоставляя слово самой Надежде Семеновне:




«Мироощущение композитора остается неизменным, пишет ли он музыку для кино, театра или же создает симфонии, концерты, кантаты. Только все делается с учетом жанра, в котором он работает. Поэтому взаимосвязь так называемой «прикладной» музыки (для цирка, театра и кино) с «неприкладной» (симфонии, концерты, сонаты) существует! И, конечно, поиск композитора при работе над киномузыкой не проходит бесследно и для его основного творчества – при условии, что композитор ответственно относится к созданию «прикладной» музыки!


Лично для меня работа в кино является школой профессионализма. В небольших отрывках музыки нужно «успеть» выразить те или иные мысли, создать образ. А ведь зачастую музыкальные фрагменты измеряются секундами!.. В связи с этим, композитору приходится постоянно искать форму и средства выражения, чтобы уложить содержание в метражи, уметь лаконично и точно вкладывать глубокий смысл в короткие музыкальные эпизоды.


В кинематографе можно дать волю своей творческой фантазии! Многие средства к услугам композитора: хор, оркестр, возможность привлечения на одну картину различных инструментальных составов – все это дает возможность экспериментировать, пробовать всевозможные звуковые, а точнее тембровые сочетания. Это, конечно, обогащает арсенал мастерства и стимулирует к поиску.

У меня нет излюбленного состава оркестра для киномузыки. Выбор инструментария напрямую зависит от самой картины, от задач, поставленных режиссером. Лично я не люблю в кино большие составы и не использую их, если в этом нет необходимости.


Роль музыки в формировании философской концепции фильма очень значительна, ибо музыка выполняет не только изобразительную функцию (что тоже очень важно в кино!), она также несет огромную эмоциональную нагрузку. Иногда музыка становится «подтекстом»: развивает идею фильма, которая в данный момент не проводится в кадре. Таким образом, музыка принимает участие в формировании общей идейной концепции фильма.


Когда картина хорошая, то и музыка в ней обращает на себя внимание. Если же фильм плохой, музыка забывается вместе с ним. Некоторые режиссеры говорят: «Знаете, эта сцена у меня не получилась, и я очень надеюсь на музыку». Однако подобные надежды – пустые! Музыка помогает, когда тот или иной эпизод фильма получился у режиссера. Однако сделать из плохого эпизода хороший, как и идейно «подправить» фильм, музыка не способна, поскольку в кино она – один из компонентов, а не заменитель и, тем более, не спаситель!


Например, в кинокартине «Дама с собачкой» [1960 г., режиссер – Иосиф Хейфиц, музыка – Надежда Симонян] музыка является не чем иным как стилизацией. Однако понимание режиссерского замысла, искренность, с которой она создавалась и, как следствие, эмоционально точное совпадение музыки с содержанием кадров, сыграли свою роль – музыка получила признание. И наоборот!


С тем же замечательным режиссером Иосифом Ефимовичем Хейфицем мы работали над фильмом «Горизонт» (1961 г). Я считаю свою музыку к картине удачной, однако «Горизонт» был принят не так восторженно как «Дама с собачкой» – и музыка осталась почти незамеченной.


Безусловно, кино – это такой сложный комплекс выразительных средств, что в совокупности своей для композитора все имеет огромное значение. Работа постановщика, оператора, художника и, конечно, работа и облик актеров. Все то, что создает определенный стиль картины – обязательно и для композитора.


Обычно режиссер начинает работу с композитором еще до первых съемок. В этот период обговаривается общая идейная концепция фильма и, по возможности, предварительные, отдельные, детали музыкального оформления. Я бы сказала, что «трагичность» положения композитора при работе над музыкой к игровым фильмам заключается в специфике производства фильмов: картину снимают год, а музыку к ней композитор пишет в оставшиеся до сдачи картины две недели.

Дело в том, что композитор связан метражами, а метражи кадров с музыкой к нему поступают лишь тогда, когда смонтирована картина, т. е. к концу срока ее сдачи. Единственное, что в течение года съемок возможно – это набросать эскизы главных тем-наметок. Но, повторюсь, по-настоящему работа идет все в те же пресловутые две недели. Вынужденная быстрота написания музыки, к сожалению, нередко вредит и композитору, и картине. Когда проходит горячка со сдачей фильма, и у композитора появляется возможность спокойно проанализировать результаты работы, он видит свои промахи. Но сделать уже ничего нельзя. Поздно!

Я считаю, что, если бы композитор мог начать работать над музыкой раньше, то результаты, в некоторых случаях, не повергали бы его в отчаяние. Все вышеизложенное относится к игровым фильмам. Что касается музыкальных картин, в основе драматургии которых лежит музыка, они, естественно, требуют активного включения композитора в работу с самого начала производства фильма.


Внутрикадровая музыка (классическая, эстрадная, народная) – то, что обычно называют «компиляцией», подбирается композитором по заданию режиссера. Нередко композитор помогает постановщику фильма сделать правильный выбор компилятивной музыки. Пример: В фильме «В городе С.» [1966 г., режиссер – И. Хейфиц, композитор – Н. Симонян] для исполнения главной героиней музыки в домашнем концерте, режиссер хотел взять произведение русского композитора. Мне показалось, что подходящие во время игры перед глазами героя сцены тяжелой русской действительности гораздо острее и сильнее будут выглядеть на фоне контрастной по интонациям музыки.


Мы использовали блестящую «Тарантеллу» Ф. Листа, которая своим колоритом резче подчеркивала убожество окружающей обстановки и, таким образом, более точно выполнялась задача, которой добивался режиссер.


Иосиф Ефимович Хейфиц – большой художник и мастер, в этом я убедилась, сделав с ним не одну картину. Его творчество мне очень близко по духу – оно бесконечно доброе, что является следствием огромной любви к людям. Очень скромный в жизни, И. Е. Хейфиц для меня – пример бескорыстного служения искусству. Неоценимое качество этого режиссера для композитора – прекрасное понимание музыки и бережное отношение к тому, что делает музыкант. И. Е. Хейфиц никогда не навязывает композитору свое понимание музыки, он дает ему полную свободу действий. Приведу небольшой отрывок из его письма композитору:

«Итак, я постарался сделать анатомический разрез картины, нащупать ее музыкальный скелет. В каждой из будущих тем есть примерный пунктир, т. е. прочерчено, как эта тема проходит сквозь действие, трансформируясь. Я не вижу другого пути в этом смысле. Т. к. механический перечень мест музыки и номеров ее ничего Вам не даст творчески. Если Вы пройдетесь по сценарию согласно моей примерной наметке, то сами почувствуете и характер музыки, и развитие тем, и количество номеров музыки. Повторяю – я взял максимум. Возможно, не везде, где я отметил, должна проходить та или иная музыкальная тема, но общий план – так сказать, каркас, мне кажется правильным и верным».

Я отношусь к работе очень серьезно, выкладываюсь всегда с полной отдачей. На вопрос, какая из моих работ в кино, по моему мнению, является лучшей, ответить трудно, т. к. в каждой есть более или менее удачные музыкальные эпизоды, и каждая работа мне чем-то дорога».


 

Мелодии Надежды Семеновны Симонян на слуху у десятков тысяч любителей советских кинофильмов. Они намного пережили автора, легко узнаются, едва начиная звучать и интерес к ним не угасает с годами!


В феврале 2018 г. и в сентябре 2021 г. в Москве, в Концертном зале им. П. И. Чайковского, были исполнены несколько отрывков из киносочинений Надежды Симонян (исполнители – Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, под руководством Сергея Скрипки и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. Юрлова).


26 февраля 2018 г. радио «Петербург» (5 канал) выпустило передачу «Армянская жемчужина», посвященную жизни и творчеству композитора и приуроченную к дню ее рождения. 18 июня 2018 г. петербургское радио подготовило музыкальную встречу «Профили петербургской культуры», включившую рассказы о жизни Надежды Семеновны, о ее театральной, инструментальной и киномузыке.


В день столетия Н. Симонян, 26 февраля 2022 года, на радио «Петербург» (5 канал), выйдет в эфир еще одна, юбилейная, передача, посвященная работе композитора в кино.


Надежда Семеновна – композитор счастливой судьбы! Ее музыка по-прежнему любима, она продолжает жить в наших сердцах. С Юбилеем, Маэстро!


Публикацию подготовила Нина Мелик-Давтян

Недавние посты

Смотреть все

Героическое участие армян в СВО

В феврале 2024 г. газета «Ноев ковчег» (#2) опубликовала статью об участии армян в СВО. Автор — Арам Хачатрян, общественный деятель,...

Comments


bottom of page