Эти слова сказал один из выступивших 17 мая 2019 г. в день рождения светлой Памяти Галины Васильевны Старовойтовой. Он услышал их случайно в трамвае в день убийства и запомнил их на всю жизнь. Её было всего 52. 21 год назад было совершено злодеяние...
17 мая 2019 г. по традиции люди собрались в Александро-Невской Лавре, у могилы Галины Васильевны. Каждый год эти акции Памяти организует сестра Галины Старовойтовой - Ольга Васильевна.
Ольга Васильевна назвала нескольких людей, которые по разным причинам не смогли придти. Так, Борис Вишневский в этот день на присуждении престижной премии. Уполномоченный по правам человека Александр Шишлов находится в Казани. Певец Юрий Шевчук после своего дня рождения остался с матерью в Выборге...
Один из первых выступавших предложил написать книгу о Галине Старовойтовой и издать её в серии ЖЗЛ. Он отметил, что многие молодые не знают этого имени, и книга может восполнить этот пробел.
Внизу на фото: учительница, тёзка Галины Старовойтовой сказала, что всем своим ученикам всегда говорила о Старовойтовой как ярчайшем примере служения Родине и Правде.
Два видеофрагмента.
Слово Антуана Гургеновича Аракеляна (5 мин)
Слово Светланы Кульчицкой (3 мин)
После люди опять же по ежегодной традиции собрались в сквере имени Галины Васильевны Старовойтовой.
Два видеофрагмента.
(10 мин)
(2 мин)
Альбомы с фотографиями на странице Ольги Васильевны в Фейсбуке:
https://www.facebook.com/o.starovoitova/posts/2745500352131856
https://www.facebook.com/o.starovoitova/posts/2745500165465208
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2194184704033575&id=100003262015467
https://www.facebook.com/o.starovoitova/posts/2745377392144152
Один из выступавших прочитал сильные стихи петербургского поэта Владимира Британишского (1933-2015). Борис Геллер назвал это "одним из лучших стихотворений, написанных в России в XX веке" в эссе о Брите (так называли Владимира Львовича друзья). Большое эссе под названием "Мамонты", хотя это слово упоминается там всего один раз: "Такое время, что мамонты уходят!"
А стихотворение очень характеризуют сознательный подвижнический жизненный выбор Галины Старовойтовой. Выбор, который ей стоил жизни...
Тверь
Все едут через Тверь. Обедают в трактире. Поспят — и в Городню, в Завидово и в Клин.
И вот — «МОСКВА! МОСКВА!»… И дальше, в глубь Сибири, Радищев держит путь.
Премудрый Карамзин путь предпочел иной.
Не все писал, что думал, и думал-то не все, что, при его уме, подумать бы сумел.
А бог в нас душу вдунул, чтоб могущий светить — светил. Как свет во тьме. И у животных есть хоть слабый луч рассудка, но только человек, познав добро и зло, способен выбрать путь. И выбор сей — не шутка: ты выбрал, а потом поехало-пошло.
Вот едет Карамзин до Рейна и Ламанша. Радищев же — в Сибирь: Обь, Енисей, Илим. А Тверь — все та же Тверь. И, как столетьем раньше, слепой старик в Клину поет про город Рим.
Об Алексее он, о человеке Божьем, поет — и всей толпе понятен этот стих. И все, что мы хотим, мы высказать ей можем: есть уши у людей и чувства есть у них.
Но лучше — промолчать: опасны разговоры. Радищев принял яд. Съел Карамзин обед. Где повара купить? Всё пьяницы да воры. Ни у кого в Москве хорошей кухни нет.
«О, если бы рабы!..» — так выкрикнул Радищев. Зато Карамзина заботят господа и прочность власти их в стране рабов и нищих.
…Все едут через Тверь. Но дальше — кто куда.
Галине Васильевне в этот день было бы всего 73. И с фотографии она как бы спрашивает каждого из нас: а какой путь мы выберем? Спрашивает с улыбкой, заранее щадя и прощая нам наш возможный карамзинский ответ.
コメント