16 мая 2019 г. состоялся небольшой круглый стол по теме геноцида перед открытием выставки Виктора Васильева и Виталия Татариновича «Моя боль», посвящённой жертвам Холокоста и Геноцида армян в Турции.
Участвовали: Карен Мкртчян, Юрий Подражанский, Тигран Балаян, Виктор Сиренко, Марика Парсаданелли, Варужан Епремян, Антуан Аракелян, Эдуард Мосесов, Григор Микаэлян, Эдуард Ханзадян, Ваган Бабаханян. Предлагаем видеозапись фрагмента (25 мин) обсуждения и, соответственно, его текст с указанием в скобках времени на видео.
Ваган Бабаханян: (Осталось вне видеозаписи) У меня в руках большая книга «Геноцид после Геноцида», говорящая о том, что Геноцид армян со стороны Турции продолжается (уничтожается культурное наследие армян и др.)… С одной стороны, Россия признала Геноцид армян в Турции. С другой стороны, эта тема и тема геноцидов вообще недостаточно освещается в информационном поле. На днях я был в Новгородской области, где было перезахоронение останков солдата ВОВ, идентифицированного по медальону – он был из Нагорного Карабаха. Там я узнал, что поисковым отрядом было обнаружено другое захоронение – но не солдат, не военных, а сотен мирных людей - там не было оружия. К слову, были извлечены останки женщины, прижавшей к себе ребёнка… Почему я об этом говорю. Начал работу Следственный комитет и в формулировках часто употребляется слово геноцид – геноцид со стороны фашистов. Удивительно: прошло более семи десятилетий после ВОВ, и только сейчас начали квалифицировать преступления фашистов как геноцид. Ещё один неожиданный пример. В конце марта сего года президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор обратился к королю Испании Фелипе VI с требованием попросить прощения у коренных народов Америки за преступления и нарушение их прав, совершенные во время завоевания Эрнаном Кортесом континента. Речь идет о событиях 500-летней давности. Как ваше мнение – насколько осведомлена общественность в России в теме геноцида разных народов, насколько эффективно власти удаляют внимание этой теме? Какова роль и активность деятелей культуры?
Марика Парсаданелли: 0:05 Недавно организовали показ фильма о Геноциде армян и оказалось, что очень многие в России не знакомы с фактом Геноцида армян в Турции. Мы не хотели показывать фильм, чтобы показать только жестокость ради жестокости. А потому что в 21 веке не должно существовать такого понятия как истребление мирных людей, народов… Геноцид коснулся лично мою семью, и мои предки были вынуждены спасаться и переехать в Грузию. Ваган Бабаханян: Достаточно ли делать 1-2 раза в году выставки, посвящённые теме Геноцида, и считать, что «задача выполнена»? Марика Парсаданелли: В действительности разовые выставки и просветительские мероприятия ничего существенного не решают. Они несколько влияют, но не решают.
2:05
Юрий Подражанский: Не согласен. Понятно, что не художники, а политики решают вопросы. Но художники, режиссеры, фотографы, писатели своим творчеством подвигают политиков. Что надо политику? Ему нужны избиратели и рейтинг. Потому формулировку важных задач должны делать, в первую очередь, художники в широком смысле. А мы должны им помогать. Как писал поэт Николай Доризо: «Хочу писать для безголосых, Сам безголосым я рожден! … Запели б только безголосые, А вокалисты подпоют!» Я считаю, что роль художника в этом деле огромная. Конечно, надо проводить и выставки, и конференции, и круглые столы, и писать об этом книги. И как раз сегодня, в 21 веке наиболее актуально, потому что все уверены, что это всё в прошлом. Но потом выясняем, что есть такая вещь, как настоящее: когда каждый день во всём мире происходит геноцид. Не обязательно с армянами или с евреями. В разных регионах выселяют целые народы, идёт громадная миграция – ведь это тоже геноцид, современный геноцид в разных формах. Его ещё пока не сформулировали… Но ещё при нашей жизни это будет сформулировано – новые формы геноцида. И просвещение по этой теме необходимо делать именно сейчас – в 21 веке это наиболее актуальная. Во время моей молодости этих трагедий было гораздо меньше.
Ваган Бабаханян: Два момента. Мало кто знает, что у генерального секретаря ООН с недавних пор (порядка 12 лет назад) два параллельных помощника по двум направлениям по теме геноцида. Об этом мало кто знает. Там в ООН есть специальные программы для гражданского общества. Второе – мы всегда говорим о геноциде. Но этого мало. Пример с человеком – говорить только о смерти человека мало, надо говорить о болезни, изучать её и вовремя предотвратить смерть. Есть понятие геноцидной политики, о которой мало говорится. Один из выдающихся культурологов и философов, которого мы будем отмечать через 10 дней, это Эдуард Маркарян. Он ввёл такое понятие как геноцидогенность. Нам важно выявить показатели, факторы, индикаторы геноцидной политики, чтобы вовремя принимать меры, как это делают врачи. Повторюсь, есть прямая аналогия с болезнью человека и смертью – с болезнью общества-страны и смертью части народа, геноцидом. Думаю, людям культуры легче придти к таким индикаторам, чем чиновникам и политикам.
6:45
Карен Мкртчян:
Продолжу мысль Юрия Абрамовича. Именно художники и люди культуры должны бить в колокола, взывать к совести и нравственности. Декларативно эту проблему не решить – невозможно собраться и решить, чтобы не было больше геноцида. Согласен с тем, что чем дальше, тем увеличивается возможность уничтожения одним человеком другого, и эта опасная тенденция становится всё более глобальной. И если раньше армян в Турции уничтожали «вручную», а евреев в газовых камерах, то сейчас решается одной кнопкой. От такого нажатия миллиард человек может исчезнуть сразу. Причем, нажимающий на кнопку даже не знает и не видит – кого он уничтожает. Эти мировые риски нарастают, поэтому долг каждого человека – бить в колокол. Художники – по-своему, общественные деятели – по-своему. Полностью эти вопросы не решаемы, но их надо всегда держать в фокусе внимания и говорить об этом.
Ваган Бабаханян:
Хотелось бы, что редкие выставки на эту тему были ближе к общественности в городе. Например, чтобы по согласованию с властями старшеклассники некоторых школ посещали эти выставки, чтобы молодым людям рассказывалось о такой важной теме. К нам на такие выставки приходят, в основном, люди старшего и пожилого поколения. Нам – «уходить», а молодым – приходить и продолжать жизнь. К сожалению, в школьных учебниках нет ничего о Геноциде армян.
8:40
Юрий Подражанский:
Два слова в защиту выставки. Выставки – наглядны. Как и книги с картинками, которые более привлекают и интересны, нежели без иллюстраций. Важна визуализация для лучшего восприятия…
Вот мы сейчас начали, мы будем это продолжать, развивать. Благо Комитет по культуре – наши соседи. Согласен, что надо так поставить вопрос, чтобы к нам приходили и школьники, студенты, сотрудники Комитета по культуре и другие.
Григор Микаэлян:
Такие выставки надо делать систематически.
10:50
Виталий Сигель:
Любой шаг, даже бессистемный будет кирпичиком в здание, о котором мы говорим… Мир, действительно, находится в очень неустойчивом состоянии. Всё идёт от малого.
12:55
Ваган Бабаханян:
Спасибо Тиграну Борисовичу, что пришел к нам. Мы нередко критикуем власти Армении. Но именно благодаря МИДу Армении день 9 декабря был принят в ООН как Международный день памяти жертв геноцидов. Это день, когда 9 декабря 1948 г. ООН приняла Конвенцию о противодействии преступлению геноцида.
13:30 Тигран Балаян: Я безусловно поддерживаю сказанное здесь и необходимость выставок и иных методов просвещения по теме геноцида. Считаю важным в системном характере в этой деятельности консолидировать усилия разных народов. Ведь ненаказуемое зло имеет склонность к рецидиву. Раковая опухоль, которая не истребляется и не удаляется в зародыше, она имеет тенденцию размножаться. Поэтому важно объединять усилия многих стран и народов, которые пережили трагедию геноцида. А мы как локомотив, народ, который первый в 20 веке пережил эту трагедию, мы должны особенно способствовать этому объединению. К сожалению, есть определённая политизация темы Геноцида армян некоторыми странами. Потому важно уйти от политизации и рассматривать проблему как общецивилизационную, проблему всего человечества, проблему, имеющую в своей основе серьёзную болезнь, которую необходимо решать и искоренять. Ваган Бабаханян: На мой взгляд, из сотен художников в Петербурге, всего около 1% пишут картины на тему геноцида. 15:50 Виктор Сиренко: Преступления геноцида в истории не начались с армянского народа, а был и раньше, и не закончились. К сожалению, это бесконечный процесс – мы это наблюдаем ежедневно. Причём страдают и те, к отношении которых совершаются геноцидные акты, и те, которые хотят приютить жертв геноцида. Это общая мировая трагедия… Да, это хорошо, что мы собрались, хотя нас мало. Но скажите – в каких местах много, где нет выгоды? Это либо трогает человека, художника, писателя, либо – нет.
Ваган Бабаханян: Если Геноцид славян в годы ВОВ является фактом, почему в России нет Дня памяти жертв этого Геноцида? Почему нет никакого соответствующего мемориала, памятника? В Хатыни в Беларуси кладбище с капсулами земли 185 деревень, уничтоженных фашистами вместе с их мирными жителями. Виктор Сиренко: Эту тему постепенно поднимаем, чтобы конкретизировать факт Геноцида славян. Народ помнит жертв войны. Ваган Бабаханян: Но всё-таки геноцид это не бытовое понятие, а правовая категория. Виктор Сиренко: Мы не решим этот вопрос. Правильно Юрий сказал: невозможно заставить всех. Ваган Бабаханян: Спрошу иначе. В наши дни были убиты сотни мирных езидов в Ираке и Сирии. Правительство маленькой Армении признало и осудило факт именно Геноцида езидов. А в России этого нет. Нет признания и осуждения Геноцида греков и ассирийцев в Турции. Виктор Сиренко: Ну вы же понимаете – это политика. Ваган Бабаханян: Но ведь если нет общественного мнения, то и чиновник, и политик не среагируют. Виктор Сиренко: В культурном центре «Вернатун» я ранее организовал выставку, посвящённую землетрясению в Армении. Но я же не армянин, а тема тронула меня…до глубины души. И потому я тут же приступил к созданию цикла по землетрясению. Безусловно, многих тема и землетрясения, и геноцида трогает. Но как освещать и привлекать молодёжь более широко – это не задача художника… Юрий Подражанский: Мы не сможем ответить за всё человечество, за всех политиков мира… Давайте сузим нашу тему…
Comments